Художник Алла Гониодская о Петербурге, Гоголе, "Шинели" и своих куклах

«Шинель» — это история маленького петербургского чиновника, Акакия Акакиевича Башмачкина, который живет в моем городе. Он очень трудолюбивый человек, ему в радость много кропотливой работы. Работает он, не покладая рук, выводя красивые буквы; работает больше других и еще берет домой переписывать.


Акакий близок мне и понятен — я тоже очень люблю бумагу, пишу красками и делаю из неё большие скульптуры. Работая над картиной, куклой, декорацией или костюмом, я делаю бесконечное количество эскизов и чувствую себя подобно Акакию среди бумаг. Правильные персонажи неожиданно появляются на свет сами из этой груды бумаг. Обычно они на кого-то похожи — на родственника или знакомого. Эти человечки требуют жизни, и начинается процесс оживления плоского изображения.


Особенно важная работа — перевести эскиз с бумаги на объемную скульптуру, которая потом должна ожить в руках актера. Голова, руки, тело куклы должны быть выразительны с любого ракурса. Я не делаю механики в куклах, я делаю скульптуру ассиметричной, чтобы лицо и тело двигались и меняли свое выражение в зависимости от поворота головы, направления освещения и работы актера.


Итак, мы с Акакием любим бумагу. Он целиком сделан из бумаги — папье-маше. Это мой любимый материал. Сделать куклу из папье-маше — долгий и кропотливый труд: бумага, клей, еще слой бумаги. Из бумаги сделаны головы, руки, ноги, одежда и все декорации. Эта фактура сочетается с лейтмотивом повести об Акакии Акакиевиче Башмачкине, младшем титулярном советнике и переписчике бумаг.


Так сложилась судьба кукол к спектаклю «Шинель», что местом их рождения оказался Сиэтл, город, в котором я живу, и которого роднит с Петербургом количество дождей и туманов. Я прожила с персонажами «Шинели» много счастливых дней, вложила в них много труда и любви. Они преодолели дальний путь из Сиэтла в Нью-Йорк, далее Амстердам, Екатеринбург и, наконец, Пермь. Мне очень хочется, чтобы жизнь у них была долгой, чтобы они пришлись по душе актерам, были удобны в работе, не подвели режиссера и понравились зрителю.


Я бесконечно благодарна за возможность принять участие в создании этого спектакля Игорю Нисоновичу Тернавскому, рада встрече с талантливым режиссером Дмитрием Васильевичем Заболотских. От всей души желаю удачи спектаклю и с нетерпением жду премьеры.
                                                                                                                                                   Алла Гониодская
24 окт. 2013 г.

Вернуться к списку новостей